Реальные инновации в образовании – важнейшее условие для выживания России.

«Мир понятие не количественное, а качественное»

А. Эйнштейн

За последние двадцать лет систему профессионального образования России сотрясают постоянные реформы и всевозможные изменения. Сотни постановлений, приказов и научных работ написаны о важности инновационного подхода в образовательном процессе, необходимости подготовки специалистов для современной экономики. Но, судя по качеству подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений, призывы к инновациям часто напоминают «шаманское камлание». Результаты если и есть, то очень незначительные. Как говорится в одной восточной поговорке: сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет.

Во время общения с руководителями и главными технологами предприятий индустрии питания становится очевидным, что толковых молодых специалистов, способных решать непростые задачи, стоящие перед технологами, очень мало.

Почему же возникает ситуация, в которой, с одной стороны ВУЗы и ССУЗы, каждый год выпускают тысячи молодых специалистов, а с другой стороны предприятия испытывают острую нехватку в квалифицированных кадрах?

Попробуем рассмотреть данную ситуацию более подробно.

Для начала необходимо определиться в терминах.

Инновация, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое интеллектуальное решение, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Применительно к образовательному процессу инновация — это результат внедрения интеллектуального решения в разработку и получение нового знания.

Но о каких инновациях можно говорить, если существующие программы обучения технологов создавались более пятидесяти лет назад? Они были рассчитаны на абсолютно другие условия деятельности предприятий индустрии питания: гостированное сырьё, чёткая нормативно-правовая база, отлаженная система производственного контроля качества продукции, прейскуранты цен, возможность обратиться за помощью в вышестоящую организацию и т.д. Этих условий больше не существует, но многие учебные заведения упорно продолжают обучать студентов по этим устаревшим программам.


Важным фактором повышения эффективности стало широкое применение на предприятиях персональных компьютеров и профессионального программного обеспечения.

В современных условиях ведения бизнеса предприятия индустрии питания поставлены в сложные условия жёсткой конкуренции с одной стороны и выполнения законодательных требований с другой. Для того чтобы выживать и развиваться они вынуждены самостоятельно разрабатывать и постоянно обновлять ассортимент выпускаемой продукции. Ключевая роль в разработке нового ассортимента продукции, нормативно-технической и производственной документации отводится именно технологам.


Постоянное расширение и обновление ассортимента продукции, повышение требований к качеству и безопасности требует от технологов умения быстро проектировать производственные процессы, разрабатывать большой объём нормативно-технической документации (технико-текнологических карт, технологических инструкций, стандартов организаций, технических условий и пр.), осуществлять контроль над технологическими процессами, подготовкой и работой персонала.

Молодой специалист, не обладающий такими знаниями и навыками, для предприятий практически бесполезен.

Особенно актуальной эта тема становится в связи с разработкой и принятием Технического регламента Таможенного Союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (глава 3), в котором чётко прописаны требования по внедрению системы НАССР – Анализ риска и критические контрольные точки при производстве продукции на предприятиях индустрии питания.

Выполнить такой объём работ своевременно и качественно без использования профессиональных компьютерных программ просто невозможно.

Что является основной задачей в процессе обучения технологов? Развитие навыков физического манипулирования предметами и средствами труда или умение представить в целостной системе различные взаимосвязанные процессы и навыки использования профессиональных информационных инструментов? Ответ очевиден.

В процессе обучения студенты получают массу информации по самым разнообразным дисциплинам. Но насколько актуальны и структурированы эти знания?

Скорее их можно сравнить со «свалкой полезных вещей». Каждая в отдельности для чего-то нужна, но сваленные в беспорядке они абсолютно бесполезны.

Для наглядности молодого специалиста можно сравнить с новобранцем в армии. Если новобранцу объяснить на словах, как устроен автомат, но не научить быстро собирать оружие и прицельно вести огонь, то в современном бою такой солдат абсолютно бесполезен. Лучшее, что он сможет сделать – это ударить противника прикладом по голове.

Зачастую, молодого специалиста как раз можно сравнить с таким солдатом.

Профессиональные компьютерные программы являются инструментами, которые позволяют визуализировать и связывать в единую систему все профессиональные знания и навыки, полученные за время обучения. Они являются основой для создания «Профессиональной информационной среды» при изучении специальных дисциплин и помогают запустить процесс системного аналитического мышления у студентов. Очень важно, чтобы студенты именно за время обучения освоили навыки работы в «Профессиональной информационной среде» потому, что человек способен к эффективному обучению до 25 лет. Как говорится в русской поговорке: «Не научился Ванечкой, Иван Иванычем не научишься!».

От молодых специалистов-технологов на производстве требуется умение уверенно ориентироваться во всём многообразии стоящих перед ними задач.

Без применения в образовательном процессе профессиональных информационных технологий невозможно получение качественных современных знаний. Ведь современные знания – это чётко структурированная (классифицированная, с выявленными логическими, семантическими и ассоциативными связями) информация, имеющая практическую значимость для будущей профессиональной деятельности студента. Такие знания должны аккумулироваться в процессе обучения и в итоге формировать интеллектуальный капитал молодого специалиста.

Информационные технологии дают возможность более точного понимания и анализа происходящих процессов. Дело в том, что человеческий интеллект сам по себе не приспособлен для восприятия больших массивов разнообразной информации. К тому же человек не способен улавливать более двух-трёх взаимосвязей даже в небольших последовательностях событий и фактов.

При возникновении любой проблемы человек, в первую очередь, ищет шаблон, по которому он может действовать для решения проблемы. При отсутствии такого шаблона мозг как бы «зависает» и уже не человек управляет ситуацией, а ситуация человеком. Тогда начинает работать знаменитый русский принцип: куда кривая вывезет. Возникновение таких ситуаций на производстве ведёт к убыткам и потере конкурентоспособности.

Молодой специалист должен быть подготовлен к решению любой поставленной задачи или неожиданно возникшей проблемы. Но взять на себя ответственность способен только человек уверенный в своей профессиональной подготовке, способный к быстрому анализу ситуации, обладающий инновационным мышлением и владеющий навыками работы с профессиональными компьютерными программами.

Использование компьютеров в качестве удобной печатной машинки не повышает уровень знаний студентов. Инновационные методики преподавания основных дисциплин должны обязательно использовать специализированные компьютерные программы. Для преподавателей специальных дисциплин использование профессиональных компьютерных программ даёт новые возможности для разнообразной и творческой подачи учебного материала. Студенты, получившие за время обучения навыки работы с профессиональными компьютерными программами, способны принимать комплексные и эффективные решения в условиях динамичных изменений в деятельности предприятия.

Если не изменить подход к подготовке специалистов для индустрии питания, все разговоры об инновационном развитии останутся пустой болтовней. Отсутствие у студентов осознанного понимания профессиональных задач технолога снижает мотивацию к обучению и делает основным смыслом получение «корочки» (диплома).

Какое место занимают учебные заведения в индустрии питания? Почему, в отличие от учебных заведений западных стран, наши Вузы и ССУЗы в основном не имеют прочных партнёрских связей с предприятиями индустрии питания, не выступают в роли экспериментальной площадки по разработке и внедрению инновационных технологий и инструментов?

Однажды мне позвонил руководитель технологической кафедры одного из кемеровских ВУЗов и задал вопрос: «Почему вы считаете, что применение профессиональных компьютерных программ в учебном процессе поднимет уровень подготовки студентов?» Я изложил ему аргументы, приведённые в этой статье, но он категорично заявил, что всё это ерунда и он лучше знает, как обучать студентов, т.к. преподаёт уже тридцать лет! О каком инновационном развитии экономики можно говорить, если подготовкой молодых специалистов руководят подобные люди?

К счастью руководители и преподаватели многих учебных заведений отчётливо понимают важность внедрения новых инструментов и методов при подготовке студентов. Многие ВУЗы и ССУЗы используют профессиональные компьютерные программы для подготовки технологов кулинаров, кондитеров и хлебопёков в учебном процессе, в том числе в рамках программы «Деловой партнёр».

Конечно, применение информационных технологий в образовательном процессе не является панацеей, но нужно ясно понимать, что без их использования невозможно подготовить молодых специалистов, способных воспринять и применить на практике любые инновационные идеи.

Я хотел бы, чтобы после прочтения этой статьи руководители и преподаватели учебных заведений задумались над тем, для чего они обучают студентов? Есть ли у них стратегическое видение своей деятельности в контексте общего развития индустрии питания в России, хотя бы в средне-срочной перспективе, на ближайшие 10-15 лет? Или они и дальше будут обучать студентов по давно устаревшим методикам, руководствуясь набором сиюминутных тактик выживания: чтобы не закрыли или не объединили, любой ценой обеспечить набор студентов на следующий учебный год и т.д. Тогда они должны понимать, что миллиарды рублей бюджетных средств, направленных на финансирование профессионального высшего и среднего образования, просто будут «выброшены на ветер», а экономику страны ждёт дальнейшая деградация.

Директор ООО «Эксперт Софт»

С. В. Тышковский